О Группе
«РЕГИОН» является одной из крупнейших в России частных инвестиционных групп и ведет свою историю с 1995 г.
Пресс-центр
Информационная политика группы компаний «РЕГИОН»
основана на трех основных принципах - прозрачности,
своевременности и объективности.
НЕбизнес
«РЕГИОН» является автором проекта «Россия. Полет через века», а также партнером ряда других некоммерческих проектов.
27 Октября, 2021
Автолизинг смирился с дефицитом/ Коммерсантъ
Комментарий Рустема Мухамедова, генерального директора АО «РЕГИОН Лизинг»

Автомобильный сегмент остается драйвером рынка лизинга в 2021 году, несмотря на сложную ситуацию в самом автопроме. Росту автолизинга способствует желание покупателей зафиксировать стоимость предложения в условиях постоянного роста цен на машины. Кроме того, продолжают расти заказы со стороны такси и каршеринга, а риски лизинговых компаний снижаются из-за роста цен на рынке подержанных автомобилей в России.

Вслед за общим падением продаж автомобилей в России, который наблюдается уже четвертый месяц подряд, объемы автолизинга тоже пошли вниз, но гораздо меньшими темпами. По оценкам «Автостата», в августе 2021 года в России было куплено в лизинг 21,5 тыс. единиц автотранспорта, что на 7% меньше, чем за тот же месяц прошлого года. Месяцем ранее падение составляло 1%. Причем самый крупный сегмент - легковые автомобили, на который в августе пришлось 56% новых сделок, - упал на 14%, до 12,1 тыс. штук. Легкого коммерческого транспорта в лизинг продано на 45% меньше, чем в августе прошлого года, - всего 1,8 тыс. штук.

Автопродажи в августе упали на 17%, а в сентябре - уже на 23%, и с некоторым временным лагом мы увидим аналогичную картину и в объемах лизинга, говорит генеральный директор «Балтийского лизинга» Дмитрий Корчагов. Ситуация с автолизингом, как и с автопродажами в целом, обусловлена дефицитом машин на фоне проблем с поставками комплектующих, в том числе полупроводников. Нехватка предложения на рынке наблюдалась со второй половины 2020 года, но ситуация время от времени выравнивалась по разным маркам и моделям примерно до лета 2021 года.

Однако ко второй половине года она существенно ухудшилась. Главным образом дефицит сказался на сроках поставок: даже у популярного отечественного бренда Lada сегодня он составляет в среднем два-три месяца, а по некоторым маркам может доходить до одного года, говорит гендиректор компании «Газпромбанк Автолизинг» (входит в ГК «Газпромбанк Лизинг») Лилия Маркова.

Ввиду дефицита автомобилей авторитейл существенно ограничивает возможности приобретения, навязывая дорогостоящее дополнительное оборудование, завышая стоимость самого автомобиля и обременяя лизинговую сделку обязательным комиссионным вознаграждением, говорит директор филиальной сети компании «Интерлизинг» Анна Голикова. «Все эти неприятные «бонусы» впоследствии ложатся на плечи лизингополучателя, удорожая лизинговый договор, - отмечает она. - Таким образом, в последнее время свободно приобрести автомобиль в лизинг и воспользоваться корпоративной скидкой дистрибутора становится почти невозможно».

На фоне дефицита непропорционально растут аппетиты дилеров, добавляет Дмитрий Корчагов, в первую очередь к уровню агентского вознаграждения. «В отдельных случаях мы видим запросы, превышающие уровень маржи лизинговой компании. В результате лизингодатели все больше конкурируют за счет собственной доходности - и это на фоне роста ставок кредитования», - отмечает он. Кроме того, ввиду ожесточающейся конкуренции лизинговые компании вынуждены «облегчать» структуру сделок, снижать авансы, то есть потенциально повышать уровень принимаемого риска, заключает господин Корчагов.

Цены - двигатель торговли

При этом клиенты и участники рынка уже привыкли к новым правилам игры, полагает генеральный директор «Совкомбанк Лизинг» Николай Севастьянов. Более того, нехватка машин в условиях роста цен примерно на 1,5-3% в месяц стала драйвером покупок машин. «Опрошенные нами производители зачастую пока никак не комментируют объемы производства будущего года, а нормализацию спроса и предложения ожидают лишь к первому кварталу 2023 года, - рассказывает Лилия Маркова. - Но ситуация, как и на авторынке в целом, стимулирует часть потребителей к покупке». «Количество договоров лизинга продолжает расти, так как клиенты спешат зафиксировать текущие цены на технику», - заключает она.

В условиях жесткой конкуренции игроков на рынке лизинг отчасти дает доступ к более широкому выбору. Долгосрочное сотрудничество с производителями и дилерами дает возможность лизинговой компании эффективнее подбирать транспортное средство в соответствии с запросами потенциального клиента, подчеркивает Николай Севастьянов. «Все больше распространяется практика покупки автомобилей в регионах, отличных от местонахождения лизингополучателя, - отмечает Анна Голикова. - При запросе ищем автомобили во всех точках продаж и у всех партнеров. Выигрывает сегодня тот, у кого развита филиальная сеть и налажены взаимоотношения с дилерскими сетями».

Генеральный директор ЛК «Европлан» Александр Михайлов при этом признает, что «становится все сложнее найти нужную клиентам автотехнику, в том числе на вторичном рынке»: «Сделки переносятся из-за отсутствия нужных автомобилей. Однако выдачи идут и в целом рынок активно работает, а если бы не дефицит, то рост был бы значительным».

Некоторые опрошенные «Ъ» лизингодатели называют драйвером роста рынка и сам факт удорожания предложений. Так, начальник управления развития бизнеса автолизинга ГК «ВТБ Лизинг» Вячеслав Михайлов отмечает, что спрос на лизинговые механизмы для обновления автопарков растет, «несмотря, а, может быть, в какой-то степени благодаря повышению цен на рынке». «Потребители стали активнее искать альтернативные способы приобретения транспорта и чаще выбирать лизинг. Для клиента - а это бизнес - первична величина бюджета, который у него есть на покупку, и, если этой суммы не хватает, он выбирает машины другого сегмента или бренда», - поясняет он.

Вместе с ростом цен на новые автомобили растет и цена на вторичном рынке, подчеркивает Дмитрий Корчагов, что позволяет лизингодателям вести более рисковую политику в части условий лизинга в расчете на то, что в случае дефолта клиента актив будет продан с прибылью. Это положительно сказывается на базовых авансах в автолизинге: они снижаются, добавляет госпожа Голикова.

Рисковый каршеринг

В «Интерлизинге» ожидают рост рынка автолизинга в среднем на 40% в большей степени за счет восстановления продаж относительно прошлого года и возобновления активного пользования такси и каршерингом. Большая часть лизинговых продаж продолжает приходиться на эти два сегмента. Сегодня российский каршеринговый рынок - один из самых больших в Европе, в связи с чем его будущее в принципе прогнозируемо, и спрос на лизинг со стороны компаний каршерингового сервиса будет сохраняться и планомерно расти, полагает генеральный директор группы «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин. Этому будут способствовать региональный охват и экспансия, повышение экологических требований к транспорту, инвестиции автопроизводителей и прочие факторы, считает он. Поэтому ожидать банкротств, в том числе понимая финансовую схему бизнеса каршеринговых компаний, не стоит. «Конечно, если не возникнут серьезные внешние обстоятельства, готовые снизить или даже приостановить активность перемещения граждан», - добавляет господин Калинкин, имея в виду новые ограничения властей из-за эпидемии коронавируса.

В то же время генеральный директор «Регион Лизинг» Рустем Мухамедов полагает, что такси и каршеринги - это компании с уязвимой бизнес-моделью, которая очень чувствительна к экономическому контексту. «При первых же признаках ухудшения экономической ситуации рынок может получить резкое снижение спроса в сегменте и волну неплатежей. Поэтому, несмотря на ликвидность автомобилей, важно смотреть на финансовое состояние лизингополучателя, особенно в случае крупных сделок с корпоративными парками», - предупреждает он. Практически весь поступающий денежный поток каршеринговые компании направляют на обслуживание долга и на закупку новых автомобилей, и при любом существенном ухудшении экономической ситуации риск неплатежей и последующих банкротств вполне реален, считает господин Мухамедов.

«Мы видим, что не все операторы каршеринга выдерживают конкуренцию, что ведет к риску банкротств и изъятию автомобилей.

«Совкомбанк Лизинг» сотрудничает исключительно с надежными, проверенными временем партнерами, что позволяет минимизировать риск дефолта наших клиентов», - говорит Николай Севастьянов. Такси и каршеринги всегда относились к категории клиентов с повышенным кредитным и имущественным риском, а сделки лизинговых компаний с ними никогда не были в числе самых выгодных, отмечает Александр Михайлов. «Однако после пандемии основные игроки этого рынка чувствуют себя неплохо, в том числе из-за поддержки их материнских компаний, и регулярно сообщают о своих успехах и новых сервисах. Ничто не указывает на такие сложности, как банкротство или прекращение обслуживания своих значительных долгов», - заключает он.

Каршеринговые компании по-прежнему находятся в инвестиционной фазе развития, отмечает Дмитрий Корчагов, но они, как и все, испытывают трудности из-за ситуации на рынке, в первую очередь из-за роста цен на машины, поскольку этот фактор существенно влияет на экономику их бизнеса. В «Балтийском лизинге» видят все большее проникновение шеринговых инструментов владения транспортом, что определяет потенциальный рост спроса на их услуги и несколько нивелирует негативные последствия роста цен. Вместе с тем, учитывая убыточность основных игроков, Дмитрий Корчагов наблюдает ожесточенную борьбу за выживание в сегменте. «Скоро мы увидим окончательный передел рынка в пользу тех, кто выиграл эту затяжную гонку - определятся несколько главных, которые начнут формировать рынок, поднимать цены для вывода бизнеса из накопленного убытка», - уверен он.

А рынок такси уже определенно стал более цивилизованным и прозрачным и, следовательно, менее рисковым для кредиторов и инвесторов, считает господин Корчагов. «Значимую роль в этом сыграли агрегаторы, которые сами неоднократно модернизировали свои форматы работы с парками. Сейчас мы видим достаточно перспективные модели взаимодействия, в рамках которых, как представляется, автомобили неэффективных таксомоторных компаний будут оперативно передаваться в более эффективные. Во всяком случае, такие взаимоотношения выстраиваются между лизинговыми компаниями и агрегаторами, что потенциально снижает риски сегмента», - поясняет свою мысль глава «Балтийского лизинга».

Нездоровый возраст

Проникновение лизинга в автопродажи в целом по-прежнему низкое, констатирует господин Михайлов, и рынок продолжит рост. В связи с тем что некоторых моделей нет в наличии, «Европлан» принимает заказы уже на сентябрь 2022 года - на год вперед, рассказывает он, называя ситуацию на рынке «нездоровой».

Удовлетворили спрос лишь те клиенты, которым нужно было срочно закрывать текущие потребности, например ввиду участия в подрядах по новым проектам, считает Лилия Маркова. Часть клиентов самостоятельно откладывает покупку, что также формирует отложенный спрос для будущих периодов. «Есть и те, кто продолжает выжидать удобного момента: от снижения отпускных цен до снижения ключевой ставки ЦБ. За последний год доля клиентов, откладывающих приобретение транспорта, постепенно растет, что формирует тот самый задел на будущее», - отмечает госпожа Маркова. Николай Севастьянов также называет драйвером собственного бизнеса рост региональной сети продаж и интеграцию с автокредитованием Совкомбанка, в том числе развитие лизинга для физических лиц.

Текущий спрос не будет удовлетворен в полной мере, а значит, будет сформирован потенциальный объем продаж будущих периодов, полагает Дмитрий Корчагов. «Мы увидим удлинение срока эксплуатации автомобилей, но российский корпоративный парк и так достаточно возрастной, и какая-то его часть в любом случае потребует обновления. Все эти факторы поддержат объемы продаж по мере улучшения доступности машин», - заключает он.

Преклонный возраст российского автотранспорта - драйвер лизингового рынка, соглашается Максим Калинкин. «Средний возраст легковых автомобилей составляет порядка 14 лет, грузового - более 20 лет, автобусов - более 16 лет. У нас один из старейших автопарков в мире.

Развитие «зеленой» повестки придаст дополнительный импульс скорейшему обновлению транспорта в России и его соответствию экологическим стандартам («Евро-5» и выше) за счет лизинга», - полагает топ-менеджер «Газпромбанк Лизинга».

Коммерсант